love112061
Шри Чайтанья-Чаритамрита (Мадхйа-лила, 22.78-80),
описание 26 качеств чистого преданного Кришны:

крипалу — преданный милостив
актра-дроха — преданный смиренен
сатйа-сара — преданный правдив
сама — преданный равно относится ко всем
нидоша — преданный безупречен
ваданйа — преданный великодушен
мриду — преданный спокоен и мягок
шучи — преданный чист
акинчана — преданный не имеет материальной собственности
сарвопакарака — преданный трудится на благо каждого
шанта — преданный умиротворен
кришнаика-шарана — преданный – душа, вручившая себя Кришне
акама — преданный свободен от желаний
аниха — преданный безразличен к материальным приобретениям
стхира — преданный стоек
виджита-шад-гуна — преданный полностью контролирует шесть дурных качеств
мита-бхук — преданный ест ровно столько, сколько необходимо
апраматта — преданный свободен от опьянения материальными соблазнами
манада — преданный почтителен
амани — преданный свободен от ложного престижа
гамбхира — преданный серьёзен
каруна — преданный сострадателен
майтра — преданный дружелюбен
кави — преданный поэтичен
дакша — преданный искусен во всем
мауни — преданный молчалив

1. Преданный милостив (крипалу)
Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам, не только людям, но и животным. Сарва-дехинам значит «все живые существа, воплотившиеся в материальном мире».

«Преданный Господа с одинаковым состраданием относится к каждому, будь то собака, кошка или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена». (Шримад-Бхагаватам, 11.2.5, ком.)

2. Преданный смиренен (аманитам)
Смирение можно различать разных видов и уровней. Однако, глубокое и искреннее смирение приходит тогда, когда обусловленная душа осознаёт своё плачевное положение в материальном мире, поскольку он накладывает ограничения в общении с Кришной, и начинает искренне обращаться к Кришне, прося простить её и занять в преданном служении.

«Святые Имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять Святое Имя Господа постоянно».
(Шри Шри Шикшаштака, стих 3)

3. Преданный правдив (сатья-сара)
Правдивость ученика заключается в следовании своему обещанию избегать греховных действий и в ежедневном повторении 16 кругов джапы на четках. Также преданный не должен заниматься незаконной деятельностью. Однако, прежде всего он должен быть правдив в высшем смысле, действуя не ради самого себя, а ради служения Кришне.

4. Преданный равно относится ко всем (сама)
Преданный видит индивидуальную и Высшую душу в сердце каждого живого существа. Он относится к живому существу в соответствии с положением, которое оно занимает в этом мире. А также таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать его духовному продвижению.

5. Преданный безупречен (нидоша)
Преданный, который отдаёт свое тело, ум и речь Кришне, и всегда старается исполнить волю Господа, считается безупречным. В качестве примера можно привести Луну, на поверхности которой видны пятна, кажущиеся изъянами. Однако эти пятна не могут воспрепятствовать свету, исходящему от полной Луны. Подобным же образом небольшой недостаток в характере преданного не должен рассматриваться как несовершенство, если такой преданный занят непрерывным преданным служением. Привязанность к Кришне — это трансцендентное блаженство, в океане трансцендентного блаженства небольшое пятно материального несовершенства не имеет никакого значения.

6. Преданный великодушен (ваданья)
Преданный великодушен, так как знает, что любовь к Кришне является величайшей ценностью на свете. Он раздаёт её, не имея никаких личных мотивов, и в этом ему невозможно помешать. Его милость не знает границ, ничто не может сравниться с удачей тех, кто принимает этот дар.

«Я приношу свои поклоны Господу Чайтанье Махапрабху, который является самым щедрым воплощением, поскольку Он свободно раздаёт то, что никогда не давалось прежде, — чистую любовь к Богу».
Шрила Рупа Госвами

7. Преданный спокоен и мягок (мриду)
Преданный, всегда пребывая в сознании Кришны, остается умиротворенным. В своём спокойствии он подобен великому океану. Его спокойствие и мягкость происходят не от робости, а из чувства глубокого удовлетворения. Поэтому преданный не гонится за иллюзорным материальным счастьем, не говоря уже о том, что он прекрасно осознаёт следующее за ним страдание. Если все мирские люди возбуждены и любят пустословить, обсуждая мирские события, свои удачи и неудачи, то преданный всецело полагается на Кришну и просто пытается исполнять волю Господа.

8. Преданный чист (шучи)
«Законы религии основаны не на догмах или изобретенных человеком формулах, а на четырех важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. ... Соблюдение телесной чистоты может помочь до некоторой степени, но ещё в большей мере необходима чистота ума, а она достигается прославлением Всевышнего Господа. Не прославляя Всевышнего Господа, невозможно избавиться от пыли, накопившейся в уме. Безбожная цивилизация не может очистить ум человека, так как она не имеет понятия о Боге, и по одной этой причине люди такой цивилизации не могут обладать хорошими качествами, как бы они ни были оснащены в материальном отношении». (Шримад-Бхагаватам, 1.17.25, ком.)

9. Преданный не имеет материальной собственности (акинчана)
Высшая ступень духовного осознания — видеть, что всё принадлежит Кришне. Но преданный, будучи бесстрашным, сострадательным и воодушевленным, не удовлетворяется простым пониманием того, что всё принадлежит Кришне. Преданный использует всё в своём служении Господу, чтобы весь мир мог получить благо. В таком одухотворенном мире все люди получат благословения Кришны, станут умиротворенными, достигнут процветания и в конце жизни вернутся домой, обратно к Богу.

10. Преданный трудится на благо каждого (сарвопакарака)
Преданный совершает свою деятельность на благо каждого, так как сознание Кришны предназначено для всего человечества и для всех форм жизни. Оно обращено не к какой-то определенной расе, национальности или полу, а ко всем живым существам.

«Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью». (Шримад-Бхагаватам, 10.22.35)

11. Преданный умиротворен (шанта)
Умиротворение — это состояние души, пребывающей в гармонии с Господом. Осознание того, что ничто не существует помимо Кришны, — основа мира и бесстрашия.

«Человек, полностью осознавший, что Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное
умиротворение». (Бхагавад-гита, 5.29)

12. Преданный — душа, вручившая себя Кришне (кришнаика-шарана)
Когда мы практикуем сознание Кришны, мы учимся предаваться. Преданный, полностью посвятивший свою жизнь Кришне, всегда занят какой-либо деятельностью и не теряет ни секунды. Он стремится к тому, чтобы полностью вручить себя Кришне и, освободившись таким образом от всех материальных желаний, служить Господу всё больше и больше.

«Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, — наставляй же меня». (Бхагавад-гита, 2.7)

13. Преданный свободен от желаний (акама)
Полностью погрузившись в преданное служение, преданный замечает, что благодаря такой деятельности в сознании Кришны все его материальные желания полностью удовлетворены. У него больше нет никаких материальных желаний, он страстно желает лишь одного — служить духовному Кришне.

14. Преданный безразличен к материальным приобретениям (аниха)
Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но он не привязывается к этим вещам и не зависит от них. Он может служить Кришне, имея миллионы долларов, строя здания и издавая многочисленные книги о сознании Кришны; но если у него нет материальных ценностей, он может служить Кришне, просто повторяя Харе Кришна маха-мантру.

15. Преданный стоек (стхира)
«Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, — тот очень дорог Мне». (Бхагавад-гита, 12.18)

Преданный должен осознать Кришну настолько, чтобы никакие соблазны, несчастья или противоречивые философские теории не могли поколебать его решимость выполнять указания гуру и Кришны.

16. Преданный полностью контролирует шесть дурных качеств (виджита-шад-гуна)
«В ... ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. И каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу». (Бхагавад-гита, 16.21)

Шесть дурных качеств — это вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и безумие. Чистый преданный контролирует эти качества, будучи полностью занятым в служении Кришне. Контроль чувств становится возможным не за счёт их сдерживания или механического подавления, а благодаря трансцендентному знанию и обретению духовного вкуса.

17. Преданный ест ровно столько, сколько необходимо (мита бхук)
«... человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно». (Бхагавад-гита, 6.16)

18. Преданный свободен от опьянения материальными соблазнами (апраматта)
Преданный не опьянен материальными наслаждениями. Он сокращает свои материальные нужды до разумного минимума и самоотверженно отдаёт свою жизнь служению Кришне. Поэтому его жизнь является истинным образцом умеренности, уравновешенности и здравомыслия.

19. Преданный почтителен (манада)
Преданный всегда оказывает почтение другим, не требуя почтения к себе. Преданный с уважением относится ко всем живым существам. Он понимает, что Кришна дал им всем жизнь, и у него нет никакого права отнимать ее.


20. Преданный свободен от ложного престижа (амани)
Ложный престиж можно понимать двояко:
1. Объекты наших устремлений в действительности не представляют ценности, как кажется.
2. Наши претензии на обладание каким-либо желанным объектом или положением незаконны.

Преданный свободен от обоих видов ложного престижа. Он не прельщается блеском материальных достояний, так как знает, что всё привлекательное это лишь тень Кришны, всепривлекающей причины всех причин.

«Гордость, как ложная, так и истинная, разрушает плоды аскетизма, чрезмерная привязанность к женщинам уничтожает чистоту, излишняя склонность к одурманивающим средствам уничтожает милосердие, а чрезмерная лживая пропаганда — правдивость. Только возрождение бхагавата-дхармы может спасти человеческую цивилизацию от всевозможных зол». (Шримад-Бхагаватам, 1.17.25)

21. Преданный серьезен (гамбхира)
В сознании Кришны много радостных моментов, однако отказаться от материальной жизни и подготовиться к возвращению обратно к Богу — непростая задача для обусловленной души. Это очень серьезная цель. Быть серьезным — значит всегда думать о том, как продолжать прогрессировать в сознании Кришны и развивать свою любовь к Кришне и Его возлюбленным преданным.

22. Преданный сострадателен (каруна)
Сострадание заключается в проповеди, а движущей силой является чистота. Проповедь зиждется на искренности и чистоте сердец преданных Господа.

23. Преданный дружелюбен (майтри)
Преданный — друг каждого, так как он ведёт всех преданных к Кришне. Кришна — лучший друг всех живых существ.

«Садху терпелив и милосерден, он — друг всех живых существ. У него нет врагов...» (Шримад-Бхагаватам, 3.25.21)

24. Преданный поэтичен (кави)
Помимо того, что преданный может сочинять стихи, он ещё наделён поэтическим восприятием мира. Он выходит за рамки обыденности и ощущает присутствие Кришны в чистой воде, а солнце видит, как глаз Кришны. Преданный использует свою речь для прославления Господа и созерцает своим внутренним взором удивительную красоту трансцендентной формы Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Каждую минуту преданный по-новому переживает сознание Кришны. Он — поэт.

25. Преданный искусен во всём (дакша)
Умение предаваться Кришне и делать всё необходимое для служения Ему — признак опытного преданного.

«Садху... умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделён всеми добродетелями». (Шримад-Бхагаватам, 3.25.21)

26. Преданный молчалив (мауни)
Преданный никогда не говорит о бессмысленных вещах. В этом заключается его молчаливость. Но если он заговорит, то все его слова посвящены прославлению Всевышнего Господа, Шри Кришны.